Як-9Т -> Ударный истребитель
Як-9Т (танковый) с двигателем М-105ПФ, винтом
ВИШ-105СВ диаметром 3,0 м и мощным пушечным вооружением представлял собой
одну из первых (наряду с Як-9Д) модификаций серийного двухбачного Як-9 и
отличался от него главным образом вооружением. Вооружение Як-9Т
состояло из мотор-пушки ОКБ-16 11П-37 (впоследствии названной НС-37)
калибра 37 мм и одного синхронного пулемета УБС. Общая масса вооружения
315,5 кг против 168,3 кг у двухбачного Як-9, вооруженного одной пушкой
ШВАК и одним пулеметом УБС. Разработка пушки 11П-37 была начата в 1941
г. группой инженеров под руководством А.Э.Нудельмана и А.С.Суранова.
Наземные испытания были очень успешными и закончились в августе 1942 г.
Пушка выдержала также войсковые испытания на самолетах ЛаГГ-З в апреле-мае
1943 г., после чего была окончательно принята на вооружение. Пушка
располагалась в развале двигателя для стрельбы через полый вал редуктора и
втулку винта и крепилась в двух точках: к двигателю и планеру. Ствол
выступал из кока винта на 160 мм, вследствие чего общая длина Як-9Т
составляла 8,66 м против 8,50 м у Як-9. Пулемет располагался, .как
обычно, с левой стороны верх- ней части фюзеляжа и предназначался для
пристрелки перед открытием огня из пушки. Емкость патронных ящиков: при
свободной укладке - 30 снарядов для пушки и 200 патронов - для пулемета,
при тщательной укладке - 32 для пушки и 220 для пулемета. Питание пушки и
пулемета - непрерывное, с помощью рассыпающейся ленты из металлических
звеньев. Гильзы и звенья от пулемета собирались в специальный отсек
фюзеляжа, а от пушки - в гильзо-звеньесборник, расположенный под оружием.
Перезарядка оружия пневматическая. Управление огнем пушки и пулемета -
раздельное, кнопочное, от электропневмоспусков ЭПС-1, кнопки которых
размещались на стандартной ручке управления самолетом.
Прицеливание при стрельбе по воздушным целям, как обычно,
производилось наводкой самолета с помощью механического кольцевого прицела
ВВ-1 (воздушного визира), состоящего из кольца, расположенного внутри
кабины летчика, и мушки на фюзеляже перед бронекозырьком. Для
стрельбы по наземным целям на передней кромке крыла были нанесены метки,
которые обеспечивали постоянство ввода самолета в пикирование и
необходимую дистанцию для открытия огня. Установка большой и
тяжелой 37-мм пушки (длина - 3400 мм, масса - 150 кг) потребовала внесения
в конструкцию Як-9 ряда существенных изменений. Был усилен силовой каркас
фюзеляжа в передней части. Для размещения на самолете казенной части пушки
и сохранения центровки в допустимых пределах кабина летчика была сдвинута
назад на 400 мм, что несколько ухудшило обзор передней полусферы (на
посадке), но улучшило обзор задней (в полете). Благодаря заднему
расположению кабины, приведшему к смещению центровки назад, Як-9Т обладал
меньшей инертностью, чем другие самолеты, что позволяло летчику выполнять
боевой маневр, упреждая противника. Установка 37-мм пушки
требовала повышения качества производственного выполнения самолета, в
первую очередь - качества монтажных работ, так как большая отдача при
стрельбе (примерно 5500 кг) приводила к нарушению соединений
трубопроводов, а также появлению трещин и разрушению отдельных деталей.
Согласно постановлению ГКО от 18 февраля 1943 г. все самолеты
Як-9, в том числе Як-9Т, должны были с 1 марта выпускаться в варианте
дальнего истребителя с запасом горючего 480 кг. Такая заправка в начальной
стадии полета приводила к ухудшению летных характеристик, особенно
скороподъемности и маневренности в вертикальной плоскости. Поэтому Як-9Т
продолжали выпускаться с 330 кг горючего и полетной массой 3025 кг. С
этой полетной массой Як-9Т по своим летно-пилотажным характеристикам стоял
на уровне двухбачного Як-9, несколько уступая ему в вертикальном маневре и
намного превосходя по мощности огня. По массе секундного залпа Як-9Т
превосходил самолеты Me-109G-2 трехточечный - в 2,24 раза, пятиточечный -
1,16 раза; Me-110 - в 1,31 раза; FW-109A-8 - в 1,09 раза. По
сравнению с Me-109G-2, вооруженным тремя пушками и двумя пулеметами, Як-9Т
имел преимущество в горизонтальной скорости до высоты 4600 м. На высоте
4600 м скорости были одинаковыми, а выше преимущество переходило к
Me-109G-2. По вертикальной скорости Як-9Т несколько уступал Me-109G-2 до
высоты 2500...3000 м и выше 4000 м. В диапазоне высот 3000...4000 м
вертикальные скорости Як-9Т и Me-109G-2 были практически одинаковы. По
горизонтальной маневренности Як-9Т имел явное преимущество перед Me-109G-2
до высоты 5000 м за счет меньших радиуса и времени виража. В
вертикальном маневре преимущество за Як-9Т сохранялось до высоты 3000 м;
на высотах 3000...4500 м показатели были одинаковы, а выше - преимущество
переходило к Me-109G-2. Me-109G-2 имел тяжелое управление и при
перетягивании ручки сваливался в штопор. На пикировании он несколько
уходил от Як-9Т, однако на выходе из пикирования требовал от летчика очень
больших усилий, и поэтому вывод получался медленным, с растянутой по
времени и пространству траекторией. Эти обстоятельства способствовали
успешной атаке Me-109G-2 нашими самолетами за счет упреждения на выходе из
пикирования и на горке. Me-109G-2 имел плохой обзор задней полусферы, и
летчик не видел зашедшего ему в хвост самолета. К тому же Як-9Т мог вести
наступательный бой даже на виражах. Як-9Т построен ОКБ А.С.Яковлева в
январе 1943 г. согласно постановлению ГКО от 25 декабря 1942 г., проходил
испытания вооружения в НИПАВ (научно-испытательный полигон авиационного
вооружения) с 10 января по 12 февраля 1943 г. и летные испытания в НИИ ВВС
с 15 февраля по 4 марта (летчик В.И.Хомяков, ведущий инженер по самолету
А.Т.Степанец, по вооружению - Л.И.Лось). Серийно Як-9Т строился
на заводе N153 с марта 1943 г. по июнь 1945 г. Всего выпущено 2748
самолетов. Як-9Т начал эксплуатироваться в начале 1943 г. С
конца этого года он с успехом использовался для борьбы с судами противника
на Черном море. Войсковые испытания на боевое применение
проводились на 34-х самолетах Як-9Т с 5 июля по 6 августа 1943 г. на
Центральном фронте в 16 ВА. На Як-9Т летали 80 летчиков шести полков,
входивших в состав 273 иад 6 иак (истребительного авиакорпуса) и 1 гв.
Сталинградской иад. Было проведено 78 воздушных боев (из них 31
результативный), в которых помимо Як-9Т участвовали Як-1, Як-7Б и Як-9
(428 самолето-вылетов, включая 150 на Як-9Т). Уничтожено 110 самолетов
противника, в том числе: FW-190 - 54, Me-109 - 4, Ju-87 - 31, Ju-88 - 14,
He-111 - 7. Из них на Як-9Т сбито 49 (44,5%). Свои поте- ри - 36
самолетов, в том числе 12 Як-9Т. Средний расход боеприпасов на
один сбитый самолет: 147 снарядов калибра 20 мм (самолеты Як-1, Як-7Б,
Як-9), 31 снаряд калибра 37 мм (Як-9Т), 123 снаряда калибра 12,7 мм (все
самолеты). С 17 августа по 18 сентября 1943 г. 12 самолетов
Як-9Т проходили войсковые испытания совместно с тремя Як-9Д в 18 гв.иап 1
ВА на Западном фронте. На самолетах Як-9Т было выполнено 172 боевых вылета
с общим налетом 151 ч 54 мин, проведено 47 боев, сбито 9 и подбито 2
самолета противника, в том числе FW-190 - 4, He-111 - 4, Ju-87 - 2, FW-189
- 1. Потеряно три Як-9Т. Появление на фронте Як-9Т произвело
большое моральное воздействие на противника и существенно облегчило
проведение воздушных боев нашими истребителями других типов,
взаимодействовавших с Як-9Т. До этого самолеты FW-190, имея
довольно сильное вооружение, охотно шли в атаку на встречных курсах в
воздушных боях с Як-1. После появления Як-9Т они стали избегать лобовых
атак самолетов "Як". Наличие 37-мм пушки позволило существенно
увеличить дистанцию открытия огня. Не уменьшая вероятности поражения
самолета противника, это в то же время уменьшило возможность поражения
летчика самолета Як-9Т огнем стрелка бомбардировщика. Наивыгоднейшие
дистанции открытия огня из 37-мм пушки: по истребителям - 400...100 м, по
бомбардировщикам - 600...500 м. Однако для расстройства строя
бомбардировщиков противника возможно было ведение огня с расстояния
1000...1200 м при наличии осколочных снарядов с самоликвидаторами.
Опыт боевого применения Як-9Т показал, что схема его вооружения с
НС-37 и УБС в тактическом отношении весьма выгодна. Попадание одного
снаряда в самолет противника приводило его полному разрушению. А
бронебойные снаряды пушки НС-37 легко пробивали броню немецких танков
толщиной 30 мм на дистанции 500 м под углом до 45°. Большая
эффективность 37-мм снаряда и ограниченность боекомплекта требовали от
летчика ведения только прицельной стрельбы короткими очередями из
одного-двух, максимум трех снарядов. Стрельба длинными
очередями приводила к непроизводительной трате боеприпасов, так как после
2...3 выстрелов, вследствие сильной отдачи пушки, самолет сбивался с линии
прицеливания, опуская нос, что вызывало недолеты при стрельбе по наземным
целям и снижение трассы - при стрельбе по воздушным целям. Для продолжения
стрельбы необходимо было восстанавливать прицеливание.
Устойчивость полета при стрельбе из пушки зависела, естественно, от
скорости полета и длины очереди: чем больше скорость полета и меньше длина
очереди, тем меньшее влияние оказывала сила отдачи пушки на направление
полета. Як-9Т успешно применялся для борьбы с самолетами противника
как истребительного, так и бомбардировочного типа. Среди летного состава
Як-9Т пользовался большой популярностью и высоко оценивался благодаря
установке мощного оружия и хорошим летным данным. В заключении
по войсковым испытаниям отмечалось, что: 1) самолет Як-9Т является нужным
для ВВС КА истребителем; 2) при формировании частей истребительной авиации
полки целесообразно делать смешанными, включающими в свой состав 30...50%
самолетов "Як" с обычным вооружением и 70...50% самолетов с пушкой 37 мм;
3) самолетами Як-9Т целесообразно вооружать части с летным составом,
хорошо владеющим воздушной стрельбой. Летчик, летающий на Як-9Т, должен
быть своего рода воздушным снайпером и уметь поражать врага наверняка - с
первого выстрела. Создание в разгар войны Як-9Т с мощной
скорострельной пушкой калибра 37 мм и его быстрое освоение в производстве
и в эксплуатации сыграло большую роль в завоевании нашей авиацией
превосходства в воздухе.
|
|